Кто и зачем нагнетает ненависть к России?
Много лет назад, находясь в Москве, автору этих строк как-то пришлось беседовать с занимавшей ответственную должность в городе Андижане Узбекской ССР русской женщиной. Тогда там расследовались т.н. «хлопковые дела», однако перестройка еще не началась и предчувствия большой беды пока не было. Так вот моя знакомая сказала слова, на которые вначале, вроде, не обратил особого внимания, однако, как видно, запечатлевшиеся в сознании навсегда.
- Если только русские уйдут из Узбекистана, там сразу же появятся баи (богачи – В.Т.) и батраки. Я могу даже сейчас определить этих баев, по внешности.
Кстати, что означала последняя фраза и насколько она оправдалась – так и не знаю до сегодняшнего дня. Вспомнил этот разговор, прочитав на днях в ежедневном интернетиздании «Свободная пресса» статью под названием «Кто спасет узбекских русских?» В ней описываются невзгоды и страдания 900-тысячной русской диаспоры в этой среднеазиатской стране. По мнению автора, русские и русскоязычные стали там не просто изгоями, а вообще – людьми третьего сорта. Им тяжело найти работу, они, по сути, подвергаются травле и дискриминации. Например, в городе Фергане из 25 сохранилась лишь одна русская школа. Переехать в Россию мешает элементарное отсутствие средств, перспектив трудоустройства и получения жилья.
Отмечается, что такая ситуация преднамеренно инспирируется властью. Это единственная среднеазиатская страна, где создан т.н. «Музей памяти жертв репрессий коммунизма». Фактически он является аналогом «Музеев оккупации», возведенных в Грузии и странах бывшей Прибалтики, а также «Музея жертв голодомора», который соорудил одиозный украинский президент Ющенко. Экспозиция везде составлена таким образом, чтобы вызвать ненависть к «злобным российским захватчикам и колонизаторам». Сюда регулярно приводят школьников, студентов, солдат. Статья в «Свободной прессе» большей частью посвящена именно проблемам «узбекских русских» и анализу возможностей их переезда в Россию. Вопросы, которые поставлены в заголовке нашей публикации, там практически не затрагиваются, в связи с чем ее автор попробует раскрыть именно их.
Однако хочу начать несколько с другого. Поскольку период пребывания Узбекистана в составе Российской империи и СССР там неизменно именуется сейчас «колониальным», будет уместным в самых общих чертах затронуть тему об обоснованности претензий этого независимого государства к России. Автор не является специалистом по истории, поэтому назовет лишь общеизвестные факты.
До вступления царских войск в 60-е годы XIХ столетия на территорию нынешнего Узбекистана там не было ни единого государства, ни единого государствообразующего народа. Там была лишь совокупность ханств и
эмиратов, которые, по сути, вели между собой бесконечные войны. Поскольку это действительно был период тотального колониализма и независимые государства в регионе отсутствовали, судьбу Узбекистана в этом смысле можно сравнивать лишь, скажем, с последствиями британского колониального владычества в соседних Афганистане и Пакистане. Уверен, что при всех узбекских проблемах это сравнение будет не в пользу последних. Это касается и уровней промышленно-аграрного развития, и образованности народа, и культуры.
Если о дореволюционном периоде можно спорить, то назвать советское время колониальным могут только лукавцы и лицемеры. Достаточно сказать о создании на территории нынешнего Узбекистана национальной государственности, строительстве массы промышленных предприятий, включая авиационные, коллективизации села, внедрении единой письменности, всеобщего среднего образования и бесплатного медицинского обслуживания, открытия университетов. Вершиной проявления дружбы и благородства советских народов (и прежде всего – русского) явилось участие всех республик Союза в ликвидации последствий страшного землетрясения, по сути, полностью разрушившего Ташкент в 1966 году.
Безусловно, узбеки, как и другие советские люди, пострадали от зачастую необоснованных политических репрессий, они принимали достойное участие в Великой Отечественной войне, спасли много эвакуированных и переселенных сюда граждан из других республик, затем снабжали хлопком советскую легкую промышленность, включая наш Камышинский ХБК. Однако глубоко убежден: советское время, выражаясь словами С. Кара-Мурзы, было вершиной не только русской, но и узбекской истории. Приведу только два факта, которые очень не любят вспоминать нынешние узбекские правители, свидетельствующих об этом. Факт первый: в
1991 году на всесоюзном референдуме о сохранении СССР участвовало 95,4% граждан Узбекской ССР, из них 93,7% проголосовало за Союз. Факт второй: по сведениям Федеральной миграционной службы из 10, 3 миллионов граждан, находившихся в декабре 2012 года на территории Российской Федерации, 2, 3 миллиона – узбеки. Я думаю, читатели понимают, что речь идет, прежде всего, о т.н. гастарбайтерах, которые у нас почему-то ассоциируются с таджиками. Ничего подобного. Таджиков в России лишь 1, 1 миллиона и они занимают здесь только третье место – после узбеков и украинцев.
Теперь непосредственно к вопросам, поставленным в заголовке этой публикации. Кто в Узбекистане нагнетает ненависть к России? Ответ абсолютно очевиден и он уже частично прозвучал: нынешняя узбекская власть. Самым отвратительным является то, что заправляет всем этим, несомненно, бывший первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана, а ныне его бессменный президент Ислам Каримов. Всем прекрасно понятно, что в силу тамошнего менталитета и «уровня демократии» первое лицо страны может повернуть такого рода процессы вспять, как говорится, шевелением мизинца на левой ноге.
И главный вопрос: зачем это нужно узбекским властям во главе с Каримовым? Прежде чем попытаться ответить, считаю необходимым сделать очень важную оговорку. Ситуация в Узбекистане совершенно не является в этом смысле уникальной. И речь зашла именно о нем только потому, что прочел указанную выше статью в «Свободной прессе» и вспомнил московский разговор почти тридцатилетней давности. Увы, ненависть к России и русским те или иные силы пытаются нагнетать практически во всех республиках бывшего СССР.
Прошу прощения у постоянных читателей, но здесь очень уместно процитировать мысль канадского автора Арджила Тернера, на которую уже ссылался не так давно в «ЛЗК»: «Надо отметить, что основой для идеологического формирования самостоятельных государств на пространстве бывшего СССР является полное отрицание тех положительных явлений, которые принесло совместное сосуществование вначале в царской России, а потом в СССР. Это строительство современных заводов и фабрик, всеобщее среднее образование, бесплатная медицина, развитие национальных культур и многое другое. Сейчас все это отрицается, а государственной политикой почти во всех бывших республиках СССР (кроме Белоруссии), ныне независимых государств, стало формирование образа русских как оккупантов и колонизаторов, что является абсолютной ложью. Как правило, финансируются такие компании за счет различных неправительственных и некоммерческих организаций некоторых стран Европы, Ближнего Востока и США. Псевдоинтеллигенция, купленная за эти гранты, вот уже долгие годы поливает грязью совместную историю народов бывшего СССР».
Мысль, прямо скажем, очень правильная, однако, с точки зрения автора этих строк, не полностью раскрывающая истинную подоплеку происходящего в интересующем нас регионе. Внешнее влияние на политику узбекских властей и участие тамошней псевдоинтеллигенции в разжигании русофобии за иностранные гранты, наверняка, имеют место. Кстати, Узбекистан – единственная страна, которая уже дважды приостанавливала свое членство в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военном-политическом союзе, созданном бывшими советскими республиками. В зависимости от политической конъюнктуры Каримов попросту лавирует между Россией и США.
Однако, полагаю, главная причина все же не в этом. Вот что писало недавно авторитетное французское издание Le Mond : «Узбекистан – ключевая страна Средней Азии. Вы почти не слышали о нем до сегодняшнего дня? Вы услышите гораздо больше в XXI веке. Потому что это бомба замедленного действия. Социальная и экономическая катастрофа на фоне государственного террора и демографического взрыва. Страна, где правят околовластные семьи, расхищающие национальные ресурсы, и службы безопасности, готовые перегрызть друг друга в борьбе кланов». С учетом упомянутого выше факта массовой миграции узбеков и их согласия работать за сущие гроши за границей, приведенные обстоятельства красноречиво свидетельствуют о жестком социальном расслоении в этой стране.
Одним словом, появились баи, появилась повсеместная несправедливость. И именно правящие носители этой несправедливости, а не простые узбеки нагнетают русофобию. Во-первых, из-за того, что панически боятся сравнений с тем, что было в советское время. Да, оно было далеко не безоблачным. Клановость и элементы той же несправедливости были в Средней Азии и тогда. Однако совершенно не в тех масштабах, о которых пишет Le Mond. Кроме того, не сомневаюсь, что аресты тогдашней знати в первой половине 80-х воспринимались народом Узбекистана, как свидетельство «наличия управы» на распоясавшихся чинуш. И ассоциировалась эта управа именно с Москвой, с Россией. Во-вторых, как известно из азов марксизма, правящий класс чаще всего использует национализм с той целью, чтобы создать образ врага, канализироваить народное негодование в нужном для себя направлении. Увы, последнее касается почти всех бывших республик Союза.
В связи с событиями в Западной Украине уже как-то приходилось писать об очень интересном феномене. Несмотря на то, что главные зачинщики развала СССР и демонтажа социализма жили в Москве, в сознании большинства простых людей в национальных республиках советское прошлое ассоциируется с русским народом (в какой-то степени даже с нынешней РФ). Объяснять такое мировосприятие не стану. Скажу лишь, что это карт-бланш русским и даже залог будущей интеграции в каком-то виде вокруг новой, некапиталистической России.
В заключение вернусь к фразе моей старой знакомой, с которой начал эту статью. Она оказалась истинной лишь частично. После того, как русские перестали контролировать ситуацию в Узбекистане, там мгновенно появились баи. А о том, что огромное количество самих русских окажутся здесь в качестве изгоев, нам тогда не снилось даже в страшном сне.
В. Трофимов, 2013, газете "Ленинское знамя" г. Камышина