Как власть рихтует законы о выборах

Как власть рихтует законы о выборах

  Под себя, любимых

 

        Даже далеким от политики, но мыслящим  людям давным-давно хорошо известна одна сермяжная истина:  если российская власть инициирует изменения  избирательного законодательства, то это делается исключительно для того, чтобы обеспечить себе более надежное и комфортное пребывание в оном качестве. Здесь, как говорится, и к бабке не ходи. И примеров сему  несть числа. Благо, машина голосования и в Государственной Думе,  и в региональных законодательных органах отлажена и работает как часы (кстати, во многом  благодаря той же неустанной заботе о себе, любимых).


          Ну, скажем, последние годы стал заметно линять облик «Единой России». С чьей-то легкой руки к ней  приклеилось название «партия жуликов и воров», она стала проваливаться на местных, а затем и на парламентских выборах в декабре 2011 года, взяв менее половины голосов. Напомню, что тогда же, вопреки предсказаниям всевозможных радзиховских, КПРФ значительно увеличила свой депутатский корпус в Думе, однозначно подтвердив  статус второй партии в стране. Еще, напомню читателям (мы об этом писали в «ЛЗК»), обозначилась весьма тревожная для власти тенденция – стремительный  рост числа проголосовавших за коммунистов в академгородках и  университетских центрах. Элитная научная интеллигенция, которая столько сделала для свержения советской власти, очевидно, все же начинает потихоньку одумываться.


          Власть быстро смекнула: так дело не пойдет. Система голосования только по партийным списком  слишком проста и слишком очевидно высвечивает истинные политические симпатии (и антипатии) россиянского электората. Честно говоря, у автора этих строк не было малейших сомнений, что скоро грядут перемены. И действительно, вскоре наш несравненный президент на каком-то большом собрании беспристрастным голосом  отца нации заявляет об ущербности такой системы. Дескать, от народа и его представителей идут предложения заменить ее на т.н. смешанную (половина парламента будет избираться по  партийным спискам, а половина – по одномандатным округам). Учитывая, мол, такие мнения, он тоже с этим согласен. Здесь же грянул гром аплодисментов, и стало ясно, что изменение закона – лишь дело непродолжительного времени.

И в самом деле, в апреле  сего года закон о введении смешанной системы благополучно прошел первое чтение. Следует отметить, что  коммунисты  активно выступали против его принятия. Очень точно подметил суть закона депутат,  секретарь Тульского обкома  КПРФ О. Лебедев:  «Этот законопроект выгоден партии власти. Он приведёт к тому, что в Государственную Думу смогут пройти только олигархи и миллиардеры. Врачи и учителя пройти туда не смогут». Запомнилось также анекдотичное признание секретаря Генерального совета «ЕР», заместителя председателя Госдумы С. Неверова, комментировавшего необходимость принятия нового закона. Не мудрствуя лукаво, он прямо выразился в том смысле, что при старом законе «если кому что-то не нравится, сразу голосуют за коммунистов».


          Конечно, до новых выборов в Госдуму еще далеко. И мы подробно остановились на упомянутой новации власти только  потому,  что она уж слишком характерна.  Но на носу, как говорится, выборы в органы в местного самоуправления. И как же здесь опять не подсуетиться?  Так, в октябре прошлого года  Госдума приняла закон, согласно которому до 30 апреля 2013 года должны быть сформированы участковые избирательные комиссии сразу на 5 лет вперед (до этого они создавались к каждым конкретным выборам). В чем здесь, как говорят,  фишка? А в том, что для оппозиции подобрать кандидатов в УИКИ на пятилетку несравненно труднее, чем власти. У нас ведь нет ни штатных аппаратчиков, которые должны заниматься этим подбором, ни  ассортимента подневольных  бюджетников, которых можно за милую душу мобилизовать в любые комиссии.  Возьму на себя смелость предположить даже то, что инициаторы нововведения втайне надеются подобрать штат едва ли не профессиональных подтасовщиков нужных для себя  результатов.


           Не отстают от федеральных законодателей и областные. Всю зиму и весну этого года  единороссы из Волгоградской облдумы, вопреки возражениям коммунистов и некоторых других представителей оппозиции, штамповали поправки в местный закон о выборах. Теперь он по форме и содержанию напоминает  китайскую грамоту или учебник по высшей математике. В любом случае  разобраться в многострадальном законе могут лишь узкие специалисты. Антиоппозиционная направленность всего этого также налицо. Например, вместо существовавшего ранее единого партийного списка в марте политическим партиям вменили в  обязанность создание неких «территориальных групп». Это означает, что в избирательном  бюллетене  от каждой партии будет зачем-то по два списка – основной и дополнительный, территориальный. Зачем это сделано – никто вразумительно объяснить не может (хотя для нас понятно). Кроме того, уже в мае была принята норма, согласно которой на местных выборах вновь разрешили печально известные досрочные выборы и открепительные

удостоверения.


         Для того чтобы понять, какие  задачки поставили, например, для нас, камышинских коммунистов,  хитромудрые властители, нужно посмотреть документы у заворга горкома КПРФ Самариной В.И. В течение нескольких месяцев этого года  пришлось подобрать более 100 человек для работы в участковых комиссиях, а также  кандидатов в депутаты. На каждого из них нужно было собрать и  оформить множество документов (включая тех же «территориальщиков», чьи шансы пройти в Думу, скажем прямо, весьма сомнительны). Над всем этим пришлось практически без выходных работать и руководству горкома, и самой Валентине Ивановне, и ее помощникам из числа рядовых  коммунистов. Уверяем вас, что единороссовские  кандидаты подбираются и документируются кем-то исключительно в рабочее время. Невольно приходит в голову мысль: власть рассчитывала, что мы всего этого попросту не осилим. Наверное, она просто забыла, кто такие коммунисты?  

 

 

 

В. Трофимов,

г. Камышин