Почему власть в идеологическом тупике
В болоте пофигизма
Ведущими социологами и другими исследователями уже давно и неоднократно высказывается мнение о том, что истинной причиной стремительного упадка России, ее невосприимчивости к прогрессу и т.н. инновациям являются вовсе не материальные факторы. В частности, дело не в устаревшем оборудовании и инфраструктуре, отсутствии новых полезных изобретений и технологий. Нет, причины неуспеха нового курса, исповедуемого в стране уже почти двадцать лет, лежат, прежде всего, в духовно-моральной сфере. Например, на проходившем летом этого года в Институте динамического консерватизма семинаре по инвестиционной политике профессор Г. Малинецкий заявил следующее: «Корень зла кроется в тех же умственных «минах», что разрушили СССР и продолжают действовать сегодня, в уничтожении смыслов и ценностей жизни. Не за что сражаться и трудиться. Сломана этика честного, упорного труда. Люди деморализованы».
Свержение и демонтаж советской власти (после огульной дискредитации коммунистической идеологии во время т.н. гласности) происходили в основном под негативистскими лозунгами вроде «долой засилье партократии!», «долой привилегии!», «долой административно-командную систему!» и т.п. Тем не менее, ниспровергателями был создан и определенный набор мифологии позитивного толка, якобы характеризующий будущее, в которое они звали народ. В частности, речь шла о «возвращении на путь нормального цивилизованного развития», об «обществе свободы и демократии», о «волшебной силе свободного рынка, который в короткие сроки преобразит страну» и т.п. Однако, как известно, вся последняя мишура достаточно быстро улетучилась. Народ увидел мерзкое и отвратительное мурло бандитского капитализма. В государственной идеологии образовалась огромная зияющая дыра. Безусловно, власть давно и прекрасно поняла указанное обстоятельство. Именно с этим связаны еще ельцинские стенания по поводу «национальной идеи», мучительные и бесплодные попытки партии власти попросту придумать собственную идеологию, притащенный за уши «национальный праздник» 4 ноября и т.п. Отсюда же, кстати, растут ноги и лукавого мироновского «нового социализма» и участившихся попыток власти, не побоюсь этого слова, примазаться к великим свершениям Советской эпохи и даже некоторое ослабление в связи с этим антикоммунистической, в том числе антисталинской пропаганды.
В контексте темы представляется интересным опубликованное недавно в печати в качестве отклика на статью Президента Медведева «Вперед, Россия» обращение к нему руководителей со стороны некого культурно-просветительского общества АНО «Переправа». Вот что пишут его авторы: «При разработке стратегии национального развития России, контуры которой ясно очерчены в Вашей статье, следовало бы существенно больше внимания уделить вопросам духовно-нравственного оздоровления и обновления нашего общества. Первая часть этой задачи — оздоровление — предполагает разработку и реализацию четких, исторически обоснованных и срочных мер государства, направленных на усмирение стихии рынка во всех сферах, где формируются ценностные ориентиры и моральные устои населения, прежде всего молодежи».
Вне всякого сомнения, призыв авторов уделять больше внимания вопросам духовно-нравственного оздоровления и формирования ценностных ориентиров является обоснованным и актуальным. Более того, не секрет, что наш народ в силу своей ментальности всегда был восприимчив к «высоким материям» и, наоборот, чужд голому прагматизму. Именно на его энтузиазме и подвижничестве, прежде всего, была создана, а затем неоднократно воссоздавалась огромная держава, одержаны славные военные победы. Тем не менее, боюсь, что хорошие слова руководителей «Переправы» останутся благими пожеланиями.
В самом деле, давайте задумаемся, почему абсолютное большинство народа стало равнодушно-скептически, а то и просто с раздражением относится к попыткам «зажечь в нем огонь»? Почему люди не верят патетической риторике, особенно со стороны тех, кто олицетворяет власть? Почему, например, выглядят жалкими и убогими подчас переходящие в фальцет выступления на «нашенских» митингах единороссовского ритора А. Исаева? И, наоборот, почему дока Путин благоразумно не позволяет себе подобного тона, выступая перед любой аудиторией? Почему не хотят служить в армии наши юноши? Почему у большинства молодежи стали преобладать «пофигистские» настроения? Почему, наконец, в лексиконе определенной части людей появилось вообще немыслимое ранее выражение: «родина-уродина»?
Уверен, что на все вопросы этого ряда есть один простой и однозначный ответ, звучащий следующим образом: «вопиющая социальная несправедливость, установившаяся в стране после 1991 года». Да, несправедливость была и в царской России. Однако столетия существования сословного общества и церковные проповеди приучили народ воспринимать такой мир, как «данность божью». Большевики ленинско-сталинской генерации постоянно демонстрировали подчеркнутый аскетизм, в том числе во внешнем облике. Даже для партийной номенклатуры более позднего времени существовали жесткие ограничения, касающиеся личной жизни, включая запреты на приобретение собственного жилья и автотранспорта. И, как оказалось затем, не зря. До сих пор большинству хорошо памятна роль темы о «привилегиях» в том, что произошло с партией ми страной на рубеже девяностых.
Уверен: все дело в том, что нынешнее поколение прекрасно понимает, откуда взялись нувориши-скоробогатьки. Понимает (хоть пока и не сильно декларирует это) криминальное происхождение подавляющего большинства несокрушимых состояний т.н. элиты, несправедливость существующего мироустройства в целом. А если вдуматься, то любая идеология, как правило, призывает членов общества к каким-то самоограничениям во имя высших целей (интересов государства, нации, класса и т.п.). Согласитесь: из уст представителей власти и правящего класса такие призывы звучит, по меньшей мере, издевательски. Если перефразировать известную поговорку, это выглядит примерно так: «Потерпите, братцы, во имя модернизации страны, поешьте пока еще более жидкие щи. А я уж, так и быть, обойдусь это время жемчугом помельче».
Уязвимость тех, кто хочет в существующих условиях привить обществу позитивную идеологию, демонстрирует еще одна мысль из упоминавшегося обращения к Президенту представителей «Переправы»: «Если кризис мироустройства глубже, чем кажется (а подобные оценки высказываются в серьезном экспертном сообществе), России придется прибегнуть к альтернативным формам существования (выживания). Например, уже в обозримом будущем может возникнуть необходимость введения режима жесткой экономии и более рачительного хозяйствования, снижения, а не безоглядного стимулирования уровня потребления, устранения острых социальных диспропорций и внедрения новых механизмов управления и контроля, основанных, по сути, на христианских заповедях. Опыт такого общественного устройства — общины, народные кооперативы, кредитные союзы и т.п. — у нас имеется, надо лишь поднять его, критически переосмыслить и встроить в реалии нынешнего этапа».
Занятная вещь: по большому счету подписанты высказывают толковые и своевременные мысли. Однако реализовать их идеи на практике ни Президент, ни кто-либо другой в условиях существующих в России реалий, думаю, не сможет. Ну, например. Необходимость введения режима жесткой экономии, устранения острых социальных диспропорций, ограничения безоглядного потребления – пожелания, безусловно, разумные. Более того, это следовало сделать давно, а «не в случае, если кризис… глубже, чем кажется». Однако при существующем общественно-политическом строе сделать это попросту невозможно, т.к. непонятно, кто и как будет определять параметры режима экономии и снижения уровня потребления. Ведь для огромной части народа самое незначительное снижение может означать невозможность физического выживания. А те, кому бы такое снижение даже пошло бы на пользу здоровью, по сути, находятся при власти и никогда на это не пойдут. И никакого «внедрения механизмов, основанных на христианских заповедях», они не допустят. Одним словом, получается заколдованный круг.
Во многих бывших союзных республиках СССР, где сложилась аналогичная ситуация, властвующая буржуазия, как правило, пытается навязать в качестве государственной идеологии банальный национализм, а также все, что связано с получением «выстраданной веками (десятилетиями) независимости». Нечто похожее, только с «выстраданным десятилетиями освобождением от тоталитаризма» культивируются во многих бывших соцстранах. В силу исторических причин у правящих сил России нет доступа даже к таким идеологическим суррогатом. Например, попытки сакрализировать ельцинский «день независимости» вызвали гневно-саркастическое отторжение общества. Из сказанного следует, что идеологические потуги нынешней российской власти не только бесплодны, но и, по сути, бесперспективны.
В то же время государство без идеологии, по-моему, похоже на семью, где отец с матерью не учат детей добру, не посылают им позитивных воспитательных импульсов. Такие семьи, кстати, есть. И, к сожалению, немало. Родители здесь на словах или собственным примером как бы говорят своим чадам: «Главное, сынок (дочка), в этом мире побольше урвать, оттеснить локтями конкурентов. Такова нынче жизнь. Будешь иметь деньги, будешь хорошо жить. Все остальное – «лирика». Думаю, что государство с такими идейными установками попросту обречено. Для его спасения есть единственный путь – устранить социальную несправедливость, лежащую в основе существующей модели жизнеустройства.
В. Трофимов
Камышин Волгоградской обл.