«Другой твои песни споет…»
О хоре русской песни в Йельском университете США раньше знал только понаслышке. Честно говоря, представлял себе самодеятельную группу из нескольких десятков престарелых ностальгирующих эмигрантов. Однако, увидев недавно сюжет по телевидению, был поражен. Оказывается, этому хору уже скоро 60 лет, он гастролирует по многим странам мира, в т.ч. около двадцати раз был в нашей стране, записал около дюжины альбомов.
Как сообщается в печати, хор действительно был создан по инициативе выходца из России Дениса Николаевича Мицкевича в 1953 году, т.е. в самый разгар «холодной войны». Однако состоят в нем сейчас, как правило, не эмигранты, а выпускники университета – преуспевающие ученые, адвокаты, бизнесмены, политики. Точного количества участников не называют, однако, судя по телевизионной картинке, оно близко к сотне человек. Обратил внимание на то, что среди них немало чернокожих или, как принято там говорить, афроамериканцев.
В программе хора – православная духовная музыка, а также композиции П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова и даже советских авторов – И. Дунаевского, А. Новикова и других. Однако главный элемент репертуара составляют замечательные русские народные песни – «Калинка», «Лучинушка», «Вечерний звон», «Степь да степь кругом» и многие другие.
Особенно тронул показанный в телесюжете эпизод, где пожилые участники хора сидят за столом и, чокаясь, поднимают бокалы. При этом они говорят здравицы, обращаясь друг к другу словом «братцы». Невероятное дело, но, очевидно, полюбив русскую песню, эти люди вообще прониклись, как говорится, «русским духом». Объяснить иным образом увиденное, по-моему, попросту нельзя.
Следует отметить, что этот хор не является уникальным. Коллективов, специализирующихся на русских песнях, в мире немало. Например, несмотря на, казалось бы, совсем иной тип национальной культуры, почему-то особенно любят наши песни китайцы и японцы. Обращает на себя внимание то, что они вместе с американцами, принадлежат к категории, как сейчас принято говорить, успешных наций.
Впрочем, автор этих строк, будучи бесконечно далеким от искусствоведения, абсолютно не преследует цели рассказывать здесь читателям о русской культуре за рубежом. Изложенное выше – лишь повод порассуждать и попытаться понять: почему почти перестали петь свои песни
мы сами? Ведь изложенное выше свидетельствуют о колоссальном богатстве, могучем духовном и эмоциональном потенциале нашей народной песенной культуры.
Если говорить о большой сцене, то люди старшего поколения, несомненно, помнят таких корифеев русской песни, как Лидия Русланова, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Татьяна Петрова, Ольга Воронец, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Людмила Зыкина, Леонид Сметанников. Их блистательное искусство доводило буквально до слез умиления нас и наших родителей. Ни один праздничный концерт в залах Кремля или Большом колонном зале Дома союзов не проходил без представителей этой замечательной плеяды певцов. Их голоса постоянно звучали по радио, а потом и с телевизионных экранов. Однако многие из перечисленных знаменитостей уже ушли в мир иной, а те, кто жив – в силу понятных причин давно не видны на сценах.
Теперь давайте вспомним: кто же пришел им на смену? Кто? Боюсь, не только я затрудняюсь вспомнить. Как-то поблекли и тоже исчезли Людмила Рюмина и Екатерина Шаврина. Впрочем, их вообще вряд ли можно поставить в один ряд с перечисленными выше. Надежду Катышеву и Надежду Бабкину отнести к исполнительницам русских народных песен можно лишь с очень большими оговорками. Особенно это касается последней с ее приверженностью к современным стилизациям, которые делают родные мелодии почему-то очень похожими на попсу. Время от времени включают в свой репертуар народное творчество такие замечательные певцы, как Иосиф Кобзон и Дмитрий Хворостовский, однако это все же не их основная специализация.
Думаю, большинство читателей согласятся с констатацией очень печального факта: должной замены ушедшим мэтрам этого жанра сейчас попросту нет. Такая же грустная картина и с хоровыми коллективами. Как-то потерялись знаменитые Государственный академический народный хор имени Пятницкого, Государственный академический Сибирский русский народный хор, Волжский народный хор. По крайней мере, несколько десятилетий назад о них слышно было несравненно больше. Имеются в виду гастроли, участие в тех же праздничных концертах, просто передачах по телевидению. В лучшем случае можно иногда услышать Кубанский народный хор.
Особый разговор о телевидении. Рассказывать о засилье там низкопробных попсово-смехаческих передач не стану, т.к. об этом много сказано и известно всем. Нас интересует судьба фольклора. Как-то лидер КПРФ Г. Зюганов, сказал, что единственной передачей, где еще можно услышать русскую песню, является «Играй гармонь!» на первом телеканале. Однако с тех пор все изменилось только в худшую сторону. Саму передачу перенесли на раннее утро, когда по выходным большинство людей спят. Кроме того, выходит она нерегулярно и по своему качеству весьма далека от той, которую делал покойный Геннадий Заволокин.
Теперь, наверное, главное: почему это все происходит? Повторяюсь, сужу о происходящем только как рядовой слушатель и зритель, который любит русскую песню. Хорошо понимаю, что мое обращение к этой теме носит дилетантский характер. В связи с этим на особо глубокий анализ проблемы не претендую. Тем не менее, мысли по этому поводу давно мучают. Поэтому осмелюсь их высказать.
Считаю уместным начать с того, что в советское время власть всемерно способствовала распространению и развитию народного творчества. Как уже отмечалось, люди моего поколения хорошо помнят, как из динамиков постоянно звучали песни в исполнении наших знаменитых певцов и хоровых коллективов. Тогда заботились о духовном здоровье народа, ограждали, прежде всего, молодежь от «тлетворного влияния чуждой буржуазной масскультуры». Недавно в средствах массовой информации был опубликован список запрещенных в СССР 38-ми зарубежных рок групп. В нем открыто объяснялись мотивы запрета по каждой из них: пропаганда насилия, сексуальной распущенности, гомосексуализма, расизма и т.п. Пикантность этого документа в том, что он датирован 1985 годом, т.е. издан уже в канун т.н. перестройки.
Сейчас плешивые неофиты отечественного рока и попсы, размазывая ностальгические сопли, рассказывают по телевизору, как они страдали от советского агитпропа, как обходили существовавшие запреты и т.п. Однако, полагаю, настала пора задуматься: так ли неправа была тогдашняя власть? Не стану здесь распространяться по поводу, несомненно, тлетворного влияния Запада на нашу молодежь. То, что с ней происходит, все слишком хорошо знают и так. Тема нашего разговора несколько иная: что произошло с русской песней?
Нет, не зря, тревожились советские идеологи. Ой, не зря. Не являюсь сторонником различного рода конспирологических теорий. Однако ни грамма не сомневаюсь в том, что и у нас в стране, и за рубежом есть страшные в своем могуществе силы, которые, не считаясь со средствами, делают все, чтобы вытравить из народа его русскость. Это они круглосуточно клевещут на нашу историю, они пытаются превратить нас в духовных мутантов и манкуртов, они издеваются над нашими национальными святынями. Они же навязывают нам комплексы неполноценности и вины за все на свете. Имея доступ к ведущим СМИ и, прежде всего, телевидению, они формируют информационную политику. И именно они делают все для того, чтобы молодежь не знала, а мы забыли пламенящую душу русскую песню. Зачем им это нужно – тоже понятно. Народ, оторванный от своих корней, не способен к сопротивлению и возрождению. Им легче помыкать и манипулировать.
Прекрасно понимаю, что не делаю никакого открытия. Об этом уже писали не раз и не два. Несмотря на несомненные «достижения» наследников «Пролеткульта», особенно за последнее двадцатилетие, тезис о «невостребованности национальной культуры» категорически отвергаю. Люди старшего поколения пока по-прежнему неравнодушны к родным мотивам. Вспоминаю, какую овацию устроили как-то во время концерта в Камышине девушке, исполнявшей народные песни под аккомпанемент известного ансамбля саратовских гармоник «Колокольчик». Кстати, ни хора народной песни, ни даже чисто фольклорного песенного ансамбля и в нашем городе, увы, давно нет. За нас тоже поют русские песни американцы и китайцы. В связи с этим вспоминаются печальные строки из стихотворения А. Блока:
Под праздник - другим будет сладко,
Другой твои песни споет,
С другими лихая солдатка
Пойдет, подбОчась, в хоровод
Справедливости ради следует признать, что названная выше причина увядания народной песенной культуры не единственная. Думаю, читатели согласятся: наш народ вообще стал очень мало петь. А ведь пели раньше в любых невзгодах – и в войну, и сразу после войны. Пели на свадьбах и прочих торжествах, пели в дороге, пели во время труда и на отдыхе. А сейчас не поется русской душе. Очень нехороший симптом. Думаю, причина та же, что и у низкой рождаемости – социальный пессимизм и апатия в народном сознании. Впрочем, это тема отдельного разговора.
В заключение хочу рассказать совсем личное. Двадцать с небольшим лет назад в городе Кировограде судьба свела меня с будущим Министром внутренних дел Украины Юрием Федоровичем Кравченко. Тогда он еще служил в должности начальника областного УВД. Отношения у нас были достаточно дружескими. Приходилось, в частности, встречаться и на застольях. Поэтому я знал, что и он, и супруга Татьяна замечательно поют. К сожалению, в 2004 году, в возрасте чуть за пятьдесят, Юрия Федоровича не стало. Потом о нем в газетах писали разное. Я же могу засвидетельствовать лишь то, что человека в милицейской форме с таким уровнем интеллекта, степенью тактичности в общении с людьми никогда в своей жизни не встречал.
Несколько дней назад, набрав в поисковике Интернета его фамилию и имя отчество, наткнулся на видеоклип с подписью: «Поет Министр внутренних дел Украины». После этого в течение почти целого часа слушал романсы «Белой акации гроздья душистые», «Отцвели уж давно хризантемы в саду», «День и ночь роняет сердце ласки», «Дивлюсь я на небо» и другие, которые мой старый знакомый великолепно пел вместе с ведущим радиопередачи.
Подумалось: прошло так мало времени, а как все изменилось. Таких министров, наверное, больше не будет никогда. По крайней мере, в погонах генерала армии.
Анатолий Кипень
г. Камышин
Статья была опубликована в газете «Советская Россия» в июне 2017 года.