Почему галопирует наркомания

                                          Почему  галопирует наркомания

 

                                                               

                       Главное – не допустить «падения объемов продаж»

 

 

          Наш вездесущий президент 18 апреля с.г. провел заседание Госсовета, посвященное проблемам борьбы с наркоманией. Здесь же руководители сразу нескольких регионов обратили внимание главы государства  на то, что у них стремительно  растет потребление синтетического наркотика медикаментозного происхождения под названием дезоморфин. Как объяснили специалисты, изготавливают его из т.н. кодеиносодержащих лекарственных препаратов (пенталгина, седалгина, коделака). Известный на наркоманском сленге, как  «крокодил», дезоморфин крайне опасен тем, что вызывает практически немедленную зависимость и жуткие последствия для здоровья. Срок жизни пристрастившегося к нему – от 6 месяцев до 1 года. Кроме того, в отличие от многих «традиционных» наркотиков он дешев и доступен для домашнего изготовления.

          Как очевидно помнят многие телезрители, Дмитрий Анатольевич тут же набрал в поисковике Интернета название прозвучавшей напасти и обнаружил там десятки сайтов с инструкциями по изготовлению дезоморфина. Возмутившись этим обстоятельствам, он прямо  перед телекамерой дал указание усилить борьбу с популяризацией наркомании в социальных сетях. Кроме того, по инициативе руководителей Якутии и Ямало-Ненецкого округа президент  поручил правительству «проработать  вопрос о возможности введения таких радикальных шагов, как рецептурного отпуска кодеиносодержащих препаратов».

          Грозных проблем, которые буквально терзают страну, у нас, как говорится, выше крыши. Многие из них высшая власть берется решать едва ли не в прямом эфире. Такой стиль работы давно стал рутиной. Поэтому вряд ли стоило бы привлекать внимание читателей и освещать здесь сказанное на заседании Госсовета. Если бы не два обстоятельства.

          Во-первых, дезоморфин появился в России уже далеко не вчера. Он шествует по ней седьмой  год. Причем, ужасающими темпами. Как стало известно из СМИ,  20 апреля президент посетил Управление Федеральной службы по контролю за наркотиками (ФСКН) по городу Москве. Здесь ему сообщили, что количество выявленных в стране притонов, где потребляли этот наркотик, в 2010 году составило 6, 3 тысячи. А количество изъятого дезоморфина по сравнению с 2009 годом возросло в 6 (!) раз. Все эти годы Госнаркоконтроль ставит вопрос об отпуске упомянутых лекарств по рецептам. Более того, о введении этой нормы уже с 1 мая текущего года Федеральной службой  было объявлено территориальным органам этого ведомства на места, как о свершившемся факте. В связи с этим недавно в Камышине прошло совещание владельцев частных аптек, где наркополицейские  пригрозили им самой серьезной ответственностью за нарушение правил отпуска медикаментозных компонентов «крокодила». Здесь же был продемонстрирован ролик, где показаны жуткие кадры гниющих заживо потребителей этого яда.

          Однако главное, что шокировало автора этих строк и побудило, как говорили раньше, взяться за перо – это информация, опубликованная 29 апреля в правительственной «Российской газете». Держитесь за стулья, уважаемые читатели. Дело в том, что эта заметка имеет название «Кодеин без запрета». Сообщается, что реализацию предложения ФСКН на заседании правительства «было решено отложить минимум на полгода». Причем, судя по публикации, сомневается в необходимости нововведения и глава Минсоцразвития Татьяна Голикова, поскольку «важно правильно оценить ситуацию», над чем «сейчас работают специалисты».

          А теперь, чтобы меня и оппозиционную газету не обвинили в «передергивании» и «сгущении красок» приведу ремарку журналиста из указанной публикации дословно: «Как стало известно «РГ», против быстрого введения рецептурного отпуска препаратов с кодеином выступили некоторые крупные фармкомпании, ссылаясь на неизбежное падение объемов продаж и усиление конкуренции с производителями аналогичных по действию лекарств, не включающих кодеин».

          Как говорится, приехали! Это момент истины, дорогие соотечественники. Вольно или невольно власть продемонстрировала свои приоритеты совершенно открыто.  Здоровье десятков тысяч людей, здоровье нации, о котором столько разговоров, стало жертвой мнения владельцев крупных компаний, опасающихся некоего «падения объемов продаж». Кстати, относительно опасений этих владельцев. Их что – заставляют закрывать производственные мощности, перестраивать производство? Кроме того,  мне искренне непонятно, почему президент назвал введение рецептурного отпуска нескольких препаратов, содержащих наркотические

вещества, «радикальными шагами». Недавно вернувшаяся из Швейцарии дочь  рассказывала, что там без рецепта вообще можно купить только предметы гигиены и лейкопластырь. А относительно особого порядка приобретения наркосодержащих препаратов вопрос давным-давно решен во всем, как любят говорить либералы,  цивилизованном мире. Наши же власти столь трогательно бдят интересы крупного капитала, что обеспокоились даже гипотетическим «усилением конкуренции».

          Пользуясь случаем, хочу сказать несколько слов о схожей проблеме. Несмотря на отчаянные взывания родственников наркоманов, официальные обращения руководителей регионов и муниципалитетов, публикации в печати,  в стране нет должной нормативной базы, регламентирующей реализацию пищевого мака. Из-за этого некоторые коммерсанты много лет килограммами продают под его видом сырье, пригодное для изготовления тяжелого опийного наркотика. Доказать их вину чрезвычайно сложно, т.к. на товар всегда есть безупречные документы. Например, в том же Камышине, по сведениям заведующей наркодиспансером М. Капустиной, из сотен местных наркоманов более 90 процентов используют именно дурь, полученную из этого зелья. Впрочем, в этом году и у нас появились наркопритоны, где потребляют «крокодил». Он гораздо дешевле.

          Уже не раз думал и говорил знакомым: возникни такого рода вопросы с псевдопищевым маком или  с кодеином при Советской власти, они были бы решены буквально в считанные дни. Причем, действительно радикально. Поэтому, по крайней мере, до горбачевской перестройки наркомания в качестве системного социального явления в стране отсутствовала (как, кстати, и проституция, организованная преступность, детская беспризорность и т.д.) Да, да – отсутствовала. Проработав много лет в правоохранительных органах, я знаю, о чем говорю. А нынешнее правительство, как видно из сказанного, посчитало, что главное – не допустить «падения объемов продаж». Между тем,  по данным главного нарколога РФ Евгения Брюна,  дезоморфин принимают уже 25 % российских наркоманов. А по телевидению на днях сообщили, что реализация  лекарств, содержащих кодеин, в городе Уфе только за последний год выросла в несколько  раз…

 

 

В. Трофимов

 

 Камышин

Волгоградской области                                              

 -- Статья опубликована в газете «Ленинское знамя Камышина» в мае 2011 года.