АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Политзанятие 7 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИИ

 

Тема  «Государственная машина современной Российской Федерации. Чьи интересы она защищает?»

  

     В трудах классиков марксизма многократно подчеркивалось, что «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Соответственно, буржуазное государство есть государство, отстаивающее интересы буржуазии и  подавляющее пролетариат, чьи экономические интересы прямо противоположны интересам «работодателей». И именно из понимания этого обязаны исходить коммунисты — выразители интересов эксплуатируемого рабочего класса — в своём отношении к существующему ныне государству. 

                                                                                                                                     

  Безусловно, государство как официальный представитель общества и управляющая система не может не осуществлять и общесоциальную деятельность, призванную поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития (организация транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т. п.). В этой связи К. Маркс выделял в деятельности государства «…выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами». Однако главное в деятельности любого эксплуататорского государства определяется именно  противоположностью, приведенной выше в его  цитате.


    Для этого уже на заре цивилизации создавались подчинённые царю или фараону отряды вооружённых людей (армия), тюрьмы (чтоб усмирять смутьянов!) и чиновничий аппарат, занятый в первую голову сдиранием с «простых трудяг» податей (налогов) и повинностей — как экономической основы функционирования государства. Для того же в нынешней России существуют — подчинённые президенту — полиция, службы безопасности, прокуратура, налоговые инспекции, многомиллионные корпорации чиновников, армия и прочее-прочее.


   В России в результате масштабной приватизации в 1990-х гг. утвердилась частнокапиталистическая экономика. В обществе произошли радикальные изменения в отношениях собственности и в социальной структуре. Новая социальная структура российского общества практически сложилась, приобрела относительную устойчивость.


   Конечно, сегодняшнее государство устроено гораздо хитрее и тоньше, чем, скажем, государство рабовладельческое, чья жестокая направленность против рабов и прочих людей труда была очевидна и неприкрыта. Ныне мы имеем, как-никак, и «развитую демократию», и «равенство всех перед законом», и всевозможные свободы, и (особенно в богатых странах) систему социальной защиты нуждающихся. Оттого защитники существующего буржуазного государства (к коим относятся и некоторые «левые») доказывают, будто это государство носит надклассовый характер, служит интересам всего общества, выступает теперь уже орудием классового примирения.


    На самом деле классовая — буржуазная — природа существующего государства лишь замаскирована, прикрыта. Буржуазное государство прошло достаточно долгую и сложную эволюцию, приспосабливаясь к требованиям времени и вырабатывая в связи с этим более тонкие, изощрённые — избавленные от крайних, «вопиющих» проявлений насилия — методы классового господства. Заметим, демократические свободы, всеобщее избирательное право — всего этого ведь не было на раннем этапе капитализма, и всё это фактически было достигнуто лишь благодаря упорной борьбе рабочего класса и демократических элементов самой буржуазии.


    Важно понимать, что даже победа коммунистов сама по себе ничего по существу не решит — если при этом будет сохранено существующее государство. Это ведь как раз тот случай, который неоднократно имел место быть на Западе — когда партия, декларирующая свою приверженность социализму и даже ставящая соответствующую программную цель, приходила к власти в государстве, нисколько не меняя его устои. И в итоге «победа социализма» неизменно ограничивалась лишь мелкими социальными реформами, теми самыми подачками народу при сбережении всевластия капитала. И это ещё в лучшем случае!


 Поэтому марксизм ставит вопрос по-другому: необходимо сломать существующую государственную машину, созданную буржуазией и отлаженную для подавления трудящихся. Машину, само устройство которой таково, что к рулю её непременно приходят выразители и поборники интересов капитала.  Сломать — взамен создав свой государственный аппарат. Ведь подавляющее большинство российского общества составляет класс наемных работников, которому противостоит немногочисленный класс частных собственников.


    По мере утверждения и стабилизации капиталистических производственных отношений государство приобретает отчетливо классово-буржуазную сущность. Так получилось, что это осознание по времени совпало с приходом новой президентской команды В.Путина. Осознание бизнесом потребности «укоренения» в обществе, его интерес сделать раздел общественной собственности необратимым, убеждение в незыблемости и вечности порядка, основанного на частнособственнических отношениях и стали причинами этого поворота в отношениях между бизнесом и государством в начале 2000-х гг. Государство уже нужно не только для того, чтобы помогать «спилить актив», а обеспечивать долгосрочное закрепление прав собственности, установление общих для всех правил конкуренции, желательное бескризисное развитие. На государство возлагаются задачи по поддержанию новой социальной структуры, легитимации сложившегося распределения собственности, обеспечению воспроизводства возникших общественных отношений.


     Появление в России правящей партии имеет то значение, что крупный капитал может уже вкладываться в «свою» партию. Крупному бизнесу, уверенному в прочности своего положения, не нужно уже будет вникать во все политические дела, статус профессионального партийного политика заменит статус политика-бизнесмена, в котором пока второй зачастую побеждает первого. Бизнес получает возможность продвигать свои интересы, работая более плотно с фракцией парламентского большинства.


   Примером весьма показательной двуличности  государственного аппарата в борьбе за интересы правящих кругов является деятельность органов, обеспечивающих проведение выборов. Всем хорошо известна массированная дискредитация в государственных СМИ кандидата в президенты от КПРФ Грудинина П.Н. и грубые нарушения законов во время последних выборов.


    Такие нарушения имели место и в Камышине В частности, в письме первого секретаря горкома КПРФ на имя главы города указывалось, что председатели ряда участковых избирательных комиссий не допускали наших наблюдателей к столу с бюллетенями; были зафиксированы прямые приписки голосов Путину В.В. за счёт Грудинина П.Н.; зафиксировано нереальное количество т.н. «голосований на дому» и т.д. Однако все наши обращения игнорируются. В частности, ещё более грубые нарушения имели место во время голосования по внесению изменений в Конституцию.   

 --
Анатолий Кипень