Почему юбилей с горечью
Почему юбилей с горечью
300 лет назад, 12 января 1722 года, по указу Петра Первого была учреждена Российская прокуратура. Сам император называл её «оком государевым». Большие заслуги органа-юбиляра перед страной и народом несомненны. Однако, передавая сегодня поздравления и искренние пожелания всяческих благ нынешним сотрудникам и ветеранам надзорного органа, не могу скрыть и накопившейся горечи.
Всё дело в том, что нынешняя прокуратура, по мнению автора этих строк, стала лишь бледной тенью того мощного и полновластного форпоста правопорядка, которым она была на протяжении десятилетий. Многие ещё помнят то, что именно она расследовала самые тяжкие преступления (убийства, изнасилования, взяточничество, другие должностные криминальные деяния и проч.)
Правда, поскольку выделение в 2011 году из состава прокуратуры Следственного комитета – вопрос небесспорный, автор не станет приводить здесь свои доводы «против». Суть проблемы в том, что прокурора лишили почти всех полномочий на критически важной первоначальной стадии уголовного процесса. Для краткости приведу здесь лишь главное, чего лишился прокурор. Сейчас он уже не вправе:
а) возбуждать уголовные дела;
б) отменять незаконные постановления следователей;
в) отстранять нарушающее закон или заинтересованное лицо от следствия;
г) обставлено «рогатками» даже его право истребования уголовных дел для изучения;
д) его письменные указания следователь может не выполнять, доложив об этом руководителю следственного органа, и решение вопроса переносится на этот уровень.
Словно в порядке издевательства большинство этих полномочий оставлены только по уголовным делам дознания (о малозначительных преступлениях). По остальным делам процессуальный надзор заменён ведомственным контролем (со стороны Следственного комитета, МВД, ФСБ).
Теперь если вас обворовали или, избави Бог, искалечили и вы недовольны органом следствия, вам предложат нанимать адвоката и обращаться в суд. Русский человек вообще не очень любит судиться, а при таких обстоятельствах – и подавно. Прокурор решал эти проблемы свой властью быстро и без излишних формальных препятствий.
Конечно, и среди прокуроров встречались и встречаются разные люди. Над ними также нужен контроль. Однако в этом смысле вопрос был поставлен на весьма высоком уровне. Достаточно сказать, что одна треть сотрудников региональных прокуратур была непосредственно в их штате. В результате любая жалоба на действия районного или городского прокурора рассматривалась облаппаратом, по сути, немедленно.
Сейчас прокуроры в основном участвуют в судах и рассматривают жалобы. Причём, жалобы по вопросам, которые нередко вообще не регламентированы законом. Боюсь, этот орган вскоре ждёт сокращение. Законодательные инициативы о восстановлении процессуального положения прокурора на первоначальной стадии уголовного процесса Госдумой исправно отклоняются.
В заключение хочу сказать о главной причине произошедшего. Для большинства профессионалов и вообще мало-мальски компетентных людей названная реорганизация объясняется одним коротким предложением: «нужно было отдать власть Бастрыкину» (он, кстати, уже пятнадцатый год в этом кресле). А по какой причине именно Бастрыкину – этим людям тоже хорошо известно. По той же, по которой передали внутренние войска и ОМОН из МВД в «Росгвардию» Золотову. Кто не в курсе, почитайте биографии обоих.
Анатолий Кипень,
почетный работник прокуратуры
Российской Федерации, г. Камышин