Что может произойти под благовидным предлогом
На днях в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что В.В. Путин поручил Генпрокуратуре и Верховному суду до 1 мая проанализировать практику применения законодательства по избранию меры пресечения в виде заключения под стражу «в отношении подозреваемых, обвиняемых в совершении незаконных действий ненасильственного характера». Уверен, что профессионалы, занимающиеся раскрытием и расследованием преступлений, встретили это сообщение с тревогой.
И вот почему. Вопрос об ограничении прав следствия на арест обвиняемых в совершении преступлений названной категории уже на протяжении многих лет буквально проталкивает уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Титов Б.Ю. И ещё в 2019 году с его подачи эти права уже были серьёзно ограничены. Судя по всему, кто-то весьма влиятельный решил идти дальше.
Особо настораживает информация в сообщении «Российской газеты» за 29 декабря. Привожу её дословно: «В декабре на встрече с членами СПЧ Путин отмечал, что «засаживать человека за решетку часто совершенно не оправдано, пока суд не пришел к выводу о том, совершено преступление или нет». Люди, которые мало-мальски знакомы с российскими реалиями, знают, что означает у нас мнение, высказанное Президентом.
Теперь по существу предполагаемых изменений в законе. Попытаюсь изложить суть вопроса предельно просто и кратко. Главное: под категорию упомянутых в первом абзаце «подозреваемых, обвиняемых в совершении незаконных действий ненасильственного характера» на 100% подпадают лица, которые совершили миллионные, а то и миллиардные хищения, получали крупные взятки, совершали злоупотребления, повлёкшие тяжкие последствия и т.п.
Так вот, возьму на себя смелость утверждать, что опытные оперативники, следователи, прокуроры скорее согласятся оставить до суда на свободе «лиц, совершивших НАСИЛЬСТВЕННЫЕ преступления», включая подчас даже убийц, чем представителей указанной выше категории преступников. Все дело в том, что, оставшись на свободе, взяточник и расхититель в подавляющем большинстве случаев попросту обнулит доказательства своей вины: уничтожит документы, запугает или подкупит свидетелей и т.д.
Недавно на нашем сайте уже приходилось писать, что за последние пять лет у нас в стране осуждены за крупные хищения и коррупцию 10 губернаторов и один федеральный министр. Как специалист с многолетним опытом, выражаю абсолютную уверенность в том, что если бы эти губернаторы не были взяты на следствии под стражу, шансы добиться их наказания у правоохранительных органов были бы ничтожными. Поэтому нельзя исключить того, что на сей раз «подача» сделана именно с этой стороны.
Приведенные выше истины прекрасно известны профессионалам. В том числе Генеральному прокурору и судьям Верховного Суда. Весь вопрос заключается в том, смогут ли они при таких обстоятельствах проявить принципиальность.
Анатолий Кипень,
почётный работник прокуратуры
Российской Федерации, г. Камышин