Адмирал камышинской авиации - Максим Николаевич Чибисов




Адмирал камышинской авиации  -  Максим Николаевич Чибисов

Конечно, в военной иерархии читатель не встретит звания, вынесенного в заголовок. Адмирал… и вдруг авиации. Но именно такого неофициального звания может быть удостоен человек, оставивший немалый след в истории Камышина.


 Всё дело в том, что в Камышине – в этом, казалось бы, сугубо степном городе — в 1950-е годы находилось особое учебное заведение, готовившее не обычных лётчиков, а… морской авиации. Правда, просуществовало оно в городе всего пять с половиной лет и выпустило специалистов данного профиля лишь однажды. Однако человек, построивший училище и командовавший им, — личность, по-своему легендарная, хотя и до новейшего времени абсолютно секретная. Да и его любимое детище (так он сам называл училище, по воспоминаниям его дочери) долгое время было покрыто ореолом государственной тайны. Вначале оно называлось 92-м Военно-морским минно-торпедным авиационным, а затем 16-м Камышинским военно-морским авиационным училищем Военно-Морского Флота СССР (КВМАУ). В списках авиаучилищ Советского Союза, перечисленных в сети Интернет, Камышинское вообще не значится. В «Энциклопедии Волгоградской области» за 2008 год на 55-й странице оно только упоминается. И всё.

Но остались в городе несколько человек, которые попали в число уникальных выпускников училища. Один из них — бывший первый секретарь Камышинского горкома КПРФ Николай Петрович Майко, другой — бывший директор бассейна «Волна» В.А. Роменский.

По воспоминаниям Николая Петровича, зафиксированным камышинским историком и журналистом Виталием Королёвым, курсанты очень любили своего командира — Максима Николаевича Чибисова, строгого, требовательного, но в то же время справедливого воспитателя.

«Нередко Максим Николаевич сам показывал в небе технику пилотирования самолётом, — вспоминает Н.П. Майко. — Садился за штурвал и в роли инструктора проверял курсантов, как они осваивают искусство управления крылатой машиной. И в часы досуга его часто можно было увидеть среди курсантов. Его интересные рассказы о том, как он стал лётчиком, о своей довоенной службе на Дальнем Востоке, участии в обороне Ленинграда и освоении Арктики (за исключением, конечно, секретной информации) слушались на одном дыхании. Курсанты знали: Максима Николаевича в тупик не поставишь — ответит прямо и за словом в карман не полезет. Иногда эти разговоры по душам затягивались на долгие часы».



М.Н. Чибисов с курсантами Камышинского ВМАУ



Чем же прославился лётчик Максим Чибисов, почему ему доверили организацию и управление секретным военным объектом в Камышине? Пройдёмся по его жизненному пути.

ВЗЛЁТ

Вначале —  всего одна цифра. 3633 часа общего налёта. Столько времени (более 5 месяцев!) Чибисов находился в воздухе за штурвалом самолётов. Подводя итоги своей лётной карьеры, он сделал такую запись: «За годы службы в ВВС пролетал без поломки — лишь с одной аварией мотора! — на 20 типах самолётов, начиная от У-1 и кончая реактивным Ил-28».

А начиналась эта карьера с первой школы военных летчиков имени А.Ф. Мясникова — с Качинского училища, где Максим Николаевич был одним из выпускников-отличников. В знаменитой «Каче» учились летать Александр Покрышкин, Борис Сафонов (первый дважды Герой Советского Союза в годы войны, летчик морской авиации Северного флота), Полина Осипенко (её именем названа одна из улиц Камышина). Чибисов стал инструктором, и вскоре его группа из 22-х курсантов была признана лучшей. Результаты его работы произвели очень хорошее впечатление на членов государственной комиссии ВВС, и в 1937 году майор Чибисов стал командиром авиационной эскадрильи на Дальнем Востоке. Самолёты его эскадрильи патрулировали воздушное пространство над Татарским проливом и Сахалином, защищая наши границы от вылазок японских милитаристов.

С этих пор фамилия Чибисова оказалась на слуху у больших флотских начальников. Летом 1938 года его назначили командиром 117-го авиаполка Тихоокеанского флота. В полку числилось 60 боевых машин, и он тогда считался лучшим в морской авиации. Именно ему доверили испытывать первую серийную машину морской авиации — гидроплан МБР-2 (морской ближний разведчик). Что любопытно, в этом полку под командованием М.Н. Чибисова служил летчик морской авиации, будущий Герой Советского Союза, камышанин Сергей Степанович Давыдов. Тогда Чибисов ещё не знал, что после Великой Отечественной ему самому предстоит служить в Камышине – на родине нашего героического земляка.


ТРАГЕДИЯ ТАЛЛИНА

В начале войны судьба забросила Чибисова на Балтику, а именно в район Таллина, где базировались наши бомбардировщики, которые ещё в августе 41-го в ходе специальной операции наносили бомбовые удары по Берлину. 10-я смешанная авиабригада, где Чибисов был заместителем командира, как зеницу ока охраняла авиабазу, держала над нею своеобразный «воздушный зонтик» своих эскадрилий. Максим Николаевич был виртуозным мастером полётов при минимальной или нулевой видимости. И это своё мастерство он в полной мере использовал в дни боёв за Таллин. Здесь вновь пересеклись пути М.Н. Чибисова и С.С. Давыдова — наш прославленный земляк в это время в Балтийском море топил с воздуха вражеские корабли.

Когда в конце августа 1941 года серьёзно осложнилось положение под Ленинградом, было принято решение перебазировать флот и гарнизон Таллина в Кронштадт и Ленинград. Майор Чибисов отвечал за эвакуацию личного состава авиабригады, её имущества и техники, а также прикрывал выходящие из гавани корабли.

Ближе к вечеру 28 августа эскадра вышла на внешний рейд и взяла курс на Кронштадт. Истребители 10-й авиабригады, до последнего момента прикрывавшие эскадру, как было приказано, улетели в направлении Ленинграда. Командиру авиабригады Н.Т. Петрухину и его заместителю М.Н. Чибисову предстояло вывести из строя взлётную полосу Таллиннского аэродрома и технику, которую не удалось погрузить на транспорт. Эти два офицера избрали для себя удел смертников, когда город был уже захвачен вра¬гом. Рискованную операцию они собирались выполнить вдвоём и собственноручно. А потом, если повезёт и если немец не собьет, на гидросамолёте-тихоходе МБР-2 дотянуть до самого Ленинграда.

Но что могли сделать два этих отважных человека без взрывчатки и без гранат? Только одно — воспользоваться той техникой, которая была на ходу. Они разгоняли её и били, корёжили, плющили. Когда показалась немецкая авиация, отважным героям удалось использовать последний шанс — сесть за штурвал иссечённого осколками, но к счастью, оставшегося на ходу гидросамолёта и взлететь. Набрали высоту. Чибисов решил не уходить просто так и направил самолёт на аэродром, где уже хозяйничал враг. На первом круге он сбросил осветительные бомбы. После следующего захода на ангары, оставшуюся технику, взлётную полосу посыпались «посылки-бомбочки».

Так, два оставшихся без войск советских командира — фактически смертники — совершили подвиг, потому что улететь от смерти на тихоходном гидроплане, избежав встречи со скоростными немецкими истребителями, было почти нереально. Тот день Максим Николаевич запомнил на всю жизнь. 28 августа 1941 года стало для него двойным днём рождения. Победным полётом он встретил своё 35-летие, а то, что удалось избежать смерти, подарило ему ещё многие годы интереснейшей жизни.

В отражении вражеского наступления на Ленинград важнейшая роль принадлежала Балтийскому флоту. Его корабли из своих крупнокалиберных дальнобойных орудий вели прицельный огонь, разбивая боевые порядки противника. Защита кораблей с воздуха как раз и стала приоритетной задачей для 10-й авиабригады М.Н. Чибисова. Медаль «За оборону Ленинграда» стала его первой военной наградой.


ОСОБО СЕКРЕТНОЕ ЗАДАНИЕ

А самой главной наградой в военной биографии Максима Николаевича стали орден Ленина и орден Бое¬вого Красного Знамени. Они были получены за выполнение очень важного и секретного задания в 1944 году. В тот год лётчику-асу Максиму Чибисову было поручено руководить авиагруппой спецназначения, состоящей примерно из полторы сотни специалистов: командиров экипажей, летчиков, инженерного и технического состава. Данная группа по программе ленд-лиза (заем-аренда) занималась доставкой из США чуда американской техники — самолётов «Каталина».

Эти гидросамолеты были предназначены для советской морской авиации в качестве дальнего разведчика и охотника за подводными лодками. «Каталины» сопровождали конвои, идущие в Мурманск и Архангельск, высаживали десанты, а также участвовали в спасении экипажей с тонущих кораблей и подбитых самолетов (в этом деле крылатая красавица оказалась незаменимой).

М .Н. Чибисов и «Каталина»



До самого конца войны Чибисов не имел права поддерживать контакты со своей семьёй. Всего спецгруппа Чибисова переправила в СССР 200 гидросамолетов, что стало реальным вкладом в дело победы над фашистской Германией и Японией.

В конце октября 1945 года за образцовое выполнение задания каждый участник спецзадания был отмечен сразу двумя правительственными наградами. Максим Николаевич Чибисов за период военной службы был награждён двумя орденами Ленина, четырьмя — Красного Знамени, двумя — Красной Звезды, а также многочисленными медалями.


ПОЛЯРНЫЙ ЛЁТЧИК

А после войны Чибисов осваивал так называемые «ледяные» авианосцы, осуществлял посадку боевых самолётов на дрейфующие льдины, сам являясь начальником Управления Полярной авиации, много раз лично доставлял полярникам горючее на самолётах Пе-8. Однако об этом в газетных строках тех лет не упоминалось вовсе. Да Максим Николаевич никогда и не стремился попасть туда. Он просто не имел такой возможности, так как вся его служба проходила в режиме высокой секретности. О его трудах в Центральной Арктике знали лишь те, кому полагалось знать. К примеру, начальник Главсевморпути А.А. Кузнецов дал такую характеристику нашему герою:

«Полковник Чибисов М.Н. — настойчивый и энергичный офицер, хорошо подготовленный в авиационном отношении,… хорошо изучил арктический театр. Принимал активное участие в арктических высокоширотных воздушных экспедициях 1948-1950 гг., настойчив в проведении мероприятий, в работе самостоятелен. Дисциплинирован и требователен. Имеет опыт командования авиачастями… в авиагруппах при непосредственном участии полковника Чибисова внедрена систематическая боевая подготовка личного состава. Полковник Чибисов М.Н. отлично знает условия использования авиации в Арктике и регулярно инспектирует состояние служб и их работу в Арктике… Пользуется заслуженным авторитетом. Является членом Коллегии Главсевморпути. Государственную тайну хранить умеет. Предан делу партии Ленина-Сталина и нашей социалистической Родине».

За период 1949–1952 гг. Чибисов получил три Ордена Красного Знамени: два первых — за участие в высокоширотных экспедициях, третий — за «успешное выполнение спецзадания в Арктике». А в 1954 году был обнародован Указ президиума Верховного Совета СССР о награждении Максима Николаевича Чибисова вторым Орденом Ленина. Этой награды он был удостоен по совокупности заслуг в период его работы в Главсевморпути.


КАМЫШИНСКИЙ СЛЕД

А потом был Камышин. Сюда Чибисов был направлен в то время, когда вовсю набирала обороты «холодная война», росла активность американского флота у советских берегов. В 1953-1955 гг. Военно-Морской Флот Советского Союза возглавлял Николай Герасимович Кузнецов. Он ратовал за скорейшее техническое перевооружение военно-морских сил СССР, считая необходимым осуществить широкую программу строительства новых судов всех классов, включая авианосцы (примечательно, что единственный авианосец России назван его именем). При его непосредственном участии были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия, чем были заложены основы создания океанского ракетно-ядерного флота.

Но в начале всех этих реформ СССР столкнулся с большими трудностями. В частности, у него не было средств на строительство авианосцев. Нужно было думать, что можно противопоставить грозной американской силе. С давних пор предметом особой заботы главкома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова стала морская авиация. В соответствии с его установками стали спешно формировать и развёртывать на всех флотах морские авиационные полки и дивизии, лётчики которых призваны были, в случае войны, наносить удары по американским авианосцам. Растущую потребность в кадрах морских авиаторов-специалистов минного и торпедного дела как раз и должно было удовлетворить особое учебное заведение. Его необходимо было создать в кратчайшие сроки. Камышин выбрали одним из городов. Очевидно, в силу своей удалённости от моря камышинские степи подходили для таких целей — выстроенные здесь объекты трудно заметны, неуловимы для глаз вражеской разведки. (Вот почему в имеющихся печатных изданиях того времени — даже в провинциальной местной прессе — вы ни строчки не найдёте о наличии такого училища).

В пользу места его размещения свидетельствовал и такой факт: в 50-х годах здесь полным ходом шло строительство Сталинградской ГЭС. Ее водохранилище, которое получило народное название Волгоградского моря, в качестве полигона в будущем давало возможность проводить обучение курсантов-летчиков, отрабатывать технику взлета и приземления на воду, а также тренироваться в учебном бомбометании по водным целям и в сбросе торпед.

Датой начала отсчёта короткой истории Камышинского военно-морского авиационного училища можно считать Приказ Министерства Обороны СССР за № 02681 от 9.06.1954 г., согласно которому начальником училища был назначен полковник М.Н. Чибисов. В пяти километрах южнее Камышина (в районе нынешнего «Южного городка») военными строителями срочно были построены штаб 1-го учебного полка, общежитие, столовая, котельная и всё необходимое для проведения лётной подготовки курсантов. Последних тоже привлекали к строительным работам. Комплекс зданий самого училища был возведён на улице Петровской. Офицеры разместились по частным квартирам, а командный состав проживал в четырёх двухэтажных домах по ул. Пролетарской (это те, которые сегодня напротив остановки «Ателье»).


Строительство училища в Камышине


Курсантов непосредственно обучали в трёх учебных полках. 1-й полк («Сосны»), находившийся на южной окраине Камышина, в районе сосновой рощи, имел две эскадрильи по 18 самолётов в каждой. Здесь курсанты проходили 1-й курс обучения на двухместных учебных самолётах «ЯК-18у». 2-й полк располагался на ст. «Зензеватка». Здесь обучались на 2-м курсе на реактивных самолётах «Ил-28» (фронтовые бомбардировщики). Соответственно 3-й курс обучения курсанты проходили в 3-м полку, что был в селе Лебяжье, в 17 км северо-западнее Камышина. После постройки уникальной бетонной полосы тамошний аэродром стал принимать реактивные истребители «МИГ-17». В целом выпускники училища, включая связистов и заправщиков, механиков и вооруженцев, специалистов парашютно-десантной службы, должны были летать на всех типах самолётов.

М .Н. Чибисов у главного корпуса строящегося училища



Интересные факты привёл в своих воспоминаниях курсант Н.П. Майко. Были определены зоны учебных полётов. У 1-го полка их было три. Первая — над Сестрёнками (взлёт-посадка самолёта). Вторая — над Николаевкой («бочки», «петля Нестерова»). Третья — севернее Камышина, где отрабатывались все виды пилотирования. Учебные полёты проходили с марта по ноябрь. Каждый день с четырёх часов утра до девяти часов вечера.

Возглавив училище, М.Н. Чибисов был не только военным начальником для курсантов, но и мудрым воспитателем. Он прививал им гордость за то, что они после училища станут «морлетами» — морскими лётчиками. Само звание «морлет» выражало суть их будущей военной профессии, в равной мере связанной и с небом, и с морем.



КОМАНДУЮЩИЙ КАМЫШИНСКИМ ГАРНИЗОНОМ

Государство и командование ВМФ по достоинству оценило его труды: в августе 1955 года Чибисову было присвоено звание «генерал-майор авиации». Можно сказать, что это наш «камышинский морской генерал». Получается, именно Камышин стал самым важным звеном в череде воинских званий, полученных Максимом Николаевичем. Отметим, что в те годы службы Чибисов возглавлял Камышинский военный гарнизон и был депутатом местного городского совета. В этом качестве он и упоминается на страницах «Ленинского знамени» 1950-х годов. Он был одним из самых уважаемых людей в Камышине. Его приглашали на все официальные мероприятия общегородского уровня. В дни государственных и военно-профессиональных праздников (таких как День авиации или День Военно-морского флота) он занимал почётное место на трибуне, принимая парад камышинских воинских частей.


М.Н. Чибисов приветствует курсантов Камышинского ВМАУ на площади Павших борцов



Свою должность Чибисов покинул в мае 1957 года, завершив все дела, ради которых его направили в Камышин.

Как уже было отмечено выше, училище просуществовало всего пять с половиной лет. Его ликвидация была обусловлена сложившейся политической обстановкой. Дело в том, что в 1956 году человек, отвечавший за подготовку асов морской авиации, заместитель министра обороны адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов, вступив в противостояние со своим вышестоящим начальством — маршалом Г.К. Жуковым, был отправлен в отставку. Его многие начинания стали в спешном порядке сворачиваться. Среди прочего было принято решение об унификации системы обучения лётного и авиационно-технического состава, в соответствии с которыми авиационные учебные заведения ВМФ передавались в состав ВВС. В июле 1956 года это решение вступило в силу и в отношении Камышинского училища. К тому времени оно было построено, учебный процесс отлажен. Готовился первый выпуск питомцев Максима Николаевича, получивших лейтенантские погоны и готовых разлететься по боевым частям и соединениям ВМФ.

М.Н. Чибисов в камышинском городском парке


Прощание с генералом вылилось в мероприятие городского масштаба. А кульминация прощания состоялась на аэродроме «Сосны». Этот момент Николай Петрович Майко хорошо запомнил. Сев в самолёт, Чибисов выжал из него всё, что мог, вырисовывая в воздухе различные фигуры и «кренделя». Помахав крыльями над городом и Волгой, «камышинский морской генерал» навсегда с ними простился.

С 1957 по 1960 годы училищем командовал полковник Г.С. Бельцов. Окончательно оно было расформировано в ноябре 1960-го. Вскоре в его «жёлтых зданиях» по улице Петровской разместилась ШМАС (Школа младших авиационных специалистов). Зензеватские Ил-28 передали в Оренбург, тамошнему училищу лётчиков. А учебные ЯК-18у лётчики и инструкторы эскадрильями по 18 самолётов перегнали в Ейское военно-морское авиационное училище. Аэродром в Лебяжьем был передан Качинскому авиационному училищу и использовался для подготовки лётчиков-истребителей.


НЕ ГЕРОЙ ПО ЗВАНИЮ, НО В ДЕЛАХ – ГЕРОЙ

Ну, а сам Чибисов после возвращения в Москву некоторое время работал в Главном разведуправлении

Генерального Штаба. В 1964 году он был уволен с действительной военной службы в запас. Умер в 1989 году, похоронен на Хованском кладбище Москвы.

Ветеран морской авиации Павел Филимонов в день прощания с генералом прочитал такие трогательные стихи:

Не расстался он с мундиром, хоть уснул последним сном,
Был он нашим командиром, словно воинским отцом.
Жизнь прошёл он в рамках строя, с ранних юношеских пор
Нёс его без перебоя в грозных небесах мотор.
Весь свой путь связавши с флотом, он за совесть, не за страх,
Был прославленным пилотом, храбрым воином в боях.
Честь Отчизны в ратном деле защищал он сотни раз,
Под его началом зрели в службе многие из нас.
Благородство и культура были спутники его –
Мы, на берегах Амура, все учились у него.
Упокоен гордый воин — как сгорел живым огнём,
Доброй славы удостоен, вечной памяти о нём.
Крепок был во всём он духом, ярким пламенем сгорал —
Пусть земля Вам будет пухом, наш почтенный генерал!


Конверт памяти М.Н. Чибисова



Камышане должны гордиться тем, что такой человек был связан с нашим городом. Да, звание Героя Советского Союза его обошло. Однако без его замечательных свершений, без той самоотверженности, с какой он достойно исполнял свой долг, помогая тем самым Героям совершать подвиги, быть может, эти подвиги и не состоялись бы.

А потому генерал-майор авиации Максим Николаевич Чибисов наряду со своими собратьями-авиаторами тоже достоин увековечивания — в том числе и на камышинской земле, где он получил высшее воинское звание в своей жизни. Об этом разговор будет продолжен в следующий раз.


P.S. Автор признателен дочери М.Н. Чибисова Елене Максимовне Рубиной и камышинскому историку-краеведу Виталию Николаевичу Королёву за использованные материалы.




Автор: Евгений Бондарь